Обзор изменения законодательства об исполнительном производстве

I. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2013 г. № 49-ФЗ внесены изменения в ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой срок для добровольного исполнения  требований исполнительного документа устанавливается 5 дней. В предыдущей редакции срок для добровольного исполнения мог быть установлен до 5 дней.

В соответствии с ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Следует обратить внимание, что из указанного перечня исключены исполнительные производства о восстановлении на работе, о приостановлении деятельности, об обеспечительных мерах. Однако указанное не означает, что по ним должен устанавливаться срок для добровольного исполнения, поскольку включен п. 5 «по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению». Таким образом, если в отдельном федеральном законе, предусмотрено, что соответствующее постановление, судебный акт подлежат немедленному исполнению, то срок для добровольного исполнения не устанавливается. Так, в соответствии со ст. 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска подлежит немедленному исполнению. В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ  постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Также необходимо обратить внимание на изменение формулировки, касающейся исполнительных документов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации. В предыдущей редакции закона срок для добровольного исполнения не устанавливался в случаях возбуждения исполнительного производства  об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства). В действующей редакции законодатель определил исполнительные документы только о принудительном выдворении за пределы РФ.   Таким образом, с учетом положений ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

На основании изложенного, постановления о выдворении граждан из РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда не подлежат исполнению службой судебных приставов.

Ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена ч. 3.1. следующего содержания: «заявления взыскателя об отложении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления.» Постановление об отложении или об отказе в отложении утверждается старшим судебным приставом либо его заместителем. В постановлении обязательно должна быть указана дата до которой откладываются исполнительные действия и меры принудительного исполнения.

В ФЗ «Об исполнительном производстве» введена ст. 64.1 «Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве». В соответствии с указанной статьей заявления, ходатайства передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо, получившее заявление, ходатайство не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

Заявление, ходатайство рассматривается в десятидневный срок со дня поступления к нему и по результатам выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо указывает в постановлении, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению).

Копия постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган, выдавший исполнительный документ.

В ФЗ «Об исполнительном производстве» добавлена ст. 109.2 «Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ.

1. Исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.

2. Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.

3. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:

1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;

3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;

4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;

5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;

6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.

4. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ.

5. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия должника - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

6. Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации.

7. На основании представляемых организацией, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, сведений о времени, отработанном должником, судебный пристав-исполнитель ведет его суммарный учет в часах.

8. В случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях."

Кроме того, в связи с введением указанной статьи, статья 35 ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена ч. 3.1., в соответствии с которой судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, установленные федеральным законом, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ исполнительский сбор не взыскивается.

 

 

II. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения.

 

В ст. 4.5. КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14, 17.15) теперь составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Внесены изменения в ст. 32.2 КоАП РФ, в соответствии с которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Время создания/изменения документа: 15 апреля 2016 12:11 / 15 апреля 2016 13:29

Версия для печати