Они создавали службу

Становление Службы судебных приставов в Ивановской области 

Официальной датой учреждения Службы судебных приставов в Ивановской области считается 20 января 1998 года. Приказом № 20 начальника Управления юстиции по Ивановской области Н.Н. Красина «О мерах по созданию службы судебных приставов в Ивановской области» был упразднен штат судебных исполнителей судов Ивановской области и в составе Управления образована Служба судебных приставов, в которую вошли 21 районное подразделение.

Коллектив Управления

Именно с этого времени приступили к работе первые сотрудники аппарата службы во главе с и.о. главного судебного пристава - заместителя начальника Управления юстиции Ж.Б.Лупановой. Сотрудниками аппарата главного судебного пристава стали бывшие сотрудники отдела судов и нотариата, существовавшего в Управлении юстиции Ивановской области до 1998 года - Груздева Е.В., Сорокина А. А., Медведева Т.В., Лепорская Е.А.

В течение первых 2-х лет с момента образования Службы судебные приставы-исполнители районных отделов осуществляли свою деятельность в крайне сложных условиях. В зданиях судов им отводилось по одному кабинету на 6-8 человек, собственных помещений у службы не было. Подразделения не были обеспечены ни автотранспортом, ни оргтехникой, в лучшем случае, в их распоряжении имелись печатные машинки и калькуляторы.

В 1999 году службу возглавил Кащеев Юрий Викентьевич. Ю.В. Кащеев

Ю.В. Кащеев

Именно на его плечи легла основная работа по формированию службы судебных приставов: подбор, расстановка кадров, организация деятельности службы. Управление и территориальные подразделения были обеспечены зданиями, автомобилями, компьютерной техникой; для сотрудников приобретено обмундирование.

До прихода в службу Ю.В. Кащеева деятельность аппарата главного судебного пристава (отдел Управления юстиции, курировавший деятельность судебных приставов-исполнителей первоначально получил название отдела исполнительного производства) сводилась к рассмотрению жалоб на действия судебных приставов-исполнителей, заявленных в порядке ведомственного контроля. В основном данные жалобы направлялись для рассмотрения в территориальные подразделения. Впоследствии, когда службу возглавил Ю.В. Кащеев, отдел исполнительного производства (под руководством Е.В. Груздевой) был преобразован в отдел организационно-методического обеспечения исполнения судебных актов, актов иных органов и правового обеспечения (сокращенно ОМОИСААИО и ПО). Функции отдела были значительно расширены. В 1999-2000 г.г. при непосредственном участии главного судебного пристава Ивановской области сотрудники данного отдела осуществили выезды во все районы области с целью ознакомления с реальной обстановкой и налаживания работы в новых условиях. Впервые была проанализирована деятельность территориальных отделов, поставлены конкретные задачи для исполнения.

В отделе ОМОИСААИО и ПО была введена система кураторства, когда за каждым специалистом закреплялось несколько районов (зона), за работу которых согласно должностным инструкциям куратор нес персональную ответственность наряду со старшим судебным приставом.

В обязанности сотрудников отдела ОМОИСААИО и ПО входило также осуществление совместных выходов с судебными приставами-исполнителями на исполнение сложных исполнительных производств, для обеспечения правовой помощи. Помимо этого каждый «зональник» отвечал на представления прокуратуры, вынесенные в отношении сотрудников курируемого подразделения, а также от имени Управления принимал участие в судебных заседаниях по всем делам, связанным с деятельностью судебных приставов-исполнителей. Для помощи судебным приставам-исполнителям в исполнении особо сложных и социально значимых исполнительных производств была создана специальная комиссия (своеобразный прообраз ныне существующего МОСП по ИОИП), в которую входили сотрудники аппарата, а также наиболее подготовленные судебные приставы-исполнители. Из производств, исполнение которых проходило под патронажем указанной комиссии, можно в частности вспомнить исполнение о взыскании задолженности с бывшего генерального директора ОАО «Шуйская водка» (сумма задолженности по исполнительному документу составляла 39 млн. руб.). Кроме того, сотрудники отдела занимались аналитической работой, составляли статистическую отчетность.

После принятия ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» длительное время существовал организационно-процессуальный пробел в деятельности Службы судебных приставов (отсутствовали образцы процессуальных документов, а также методические рекомендации по порядку совершения исполнительных действий). В этой связи необходимо вспомнить первого методиста службы А.Н. Попцова, пришедшего в аппарат из Фрунзенского районного подразделения судебных приставов и много сделавшего для методического обеспечения службы, разработавшего многочисленные бланки постановлений и иных процессуальных документов, вынесение которых относится к компетенции судебных приставов-исполнителей. Это позволило в значительной мере систематизировать и упорядочить деятельность судебных приставов-исполнителей.

Е.С. Пучкова Е.С. Пучкова

В дальнейшем функции методиста были возложены на Е.С. Пучкову, пришедшую в отдел в 2001 году. Данным сотрудником был разработан целый ряд методических рекомендаций по вопросам исполнительного производства, практическое разрешение которых ранее вызывало серьезные затруднения у судебных приставов- исполнителей. С каждым годом документооборот в службе увеличивался, в связи с чем требовалась оптимизация труда посредством широкого внедрения в работу судебных приставов информационных технологий.

Организовала работу на данном направлении специалист отдела ОМОИСААИО и ПО Т.Ю.Мельникова, впоследствии возглавившая отдел информатизации  Управления.

В 2001 году аппаратом Управления организованы первые комплексные проверки районных (межрайонных) подразделений, в ходе которых анализировалась не только деятельность судебных приставов-исполнителей по конкретным исполнительным производствам, но и деятельность подразделений по всем направлениям: от кадровых вопросов до материально-технического обеспечения. Первыми были проинспектированы Кинешемский, Ленинский, Фурмановский, Советский районы. Для устранения выявленных недостатков были установлены конкретные жесткие сроки. Проведенные по истечении 6 месяцев контрольные проверки показали, что устранимые недостатки в основном были исправлены. Однако не обошлось и без оргвыводов.

В 2001 г. в целях повышения эффективности работы по отстаиванию интересов Управления и Минюста РФ в судах в составе отдела ОМОИСААИО и ПО были выделены 2 сотрудника В.В. Павлов и Ю.А. Ширшина (после ее ухода осуществление судебной защиты наряду с В.В. Павловым было поручено Е.А.Лепорской), на которых были возложены функции осуществления судебной защиты. Впоследствии к числу «судебников» присоединился Н.А. Федосеев - выходец из Ленинского ПССП. Введение данной специализации позволило существенно повысить качественный уровень деятельности на данном направлении. Значительно повысилось качество отзывов и возражений, предоставляемых судебным органам. Также с 2001 года был организован систематизированный учет поступающих в суды жалоб на действия судебных приставов-исполнителей, что позволило периодически обобщать и анализировать судебную практику, впоследствии направляя указанные обзоры в территориальные подразделения для использования в работе. Кроме того, результаты судебной практики неоднократно были предметом учебных занятий с судебными приставами-исполнителями, что позволило во многом скорректировать деятельность судебных приставов-исполнителей с учетом судебной практики, складывающейся по вопросам исполнительного производства.

В 2002 году на одного из сотрудников отдела ОМОИСААИО и ПО – А.Е. Мотягова (в настоящее время является заместителем руководителя Управления) - были возложены функции по контролю за предоставленными статданными и составлению сводных отчетов, отправляемых в центральный аппарат Минюста РФ, что позволило добиться существенного повышения качества статистической отчетности.

А.Е. Мотягов

А.Е. Мотягов

Также существенно повысилось качество рассмотрения жалоб и обращений граждан, поступающих в Управление. В частности Инструкцией по делопроизводству Управления было прямо запрещено направление повторных жалоб и обращений на рассмотрение в районные подразделения. Была введена практика затребования специалистами аппарата материалов исполнительных производств для непосредственного разрешения поставленных в обращениях вопросов.

Среди пришедших в отдел ОМОИСААИО и ПО в 2002 году необходимо отметить Е.А. Лалаеву, до этого длительное время отработавшую судебным исполнителем Ивановского суда, а впоследствии и судебным приставом-исполнителем Ивановского ПССП, а также Н.Н. Федотову, пришедшую в службу из системы исполнения наказаний (УИН).

В целях совершенствования деятельности службы по вопросу реализации арестованного имущества должников в сентябре 2003 года было решено возложить контроль за взаимодействием судебных приставов-исполнителей с региональным отделением Российского фонда федерального имущества (ИРО РФФИ) на специалиста отдела ОМОИСААИО и ПО С.А. Земцову (впоследствии данное направление в течение длительного времени успешно курировала Н.Н. Федотова). Отныне все заявки на реализацию арестованного имущества перед направлением в РФФИ поступали в аппарат Управления, учитывались в электронном виде. В каждом конкретном случае рассматривался вопрос о возможности передачи того или иного имущества на реализацию (в частности проверялось наличие правоустанавливающих документов на имущество, а также правомерность и корректность составления актов описи и ареста имущества должников). Введение централизованного контроля на данном направлении деятельности существенно улучшило состояние работы, позволило сделать ее достаточно «прозрачной» и снизить риск возможных злоупотреблений.

Как видим, аппарат главного судебного пристава Ивановской области на начальном этапе становления службы состоял из одного отдела ОМОИСААИО и ПО, к компетенции которого изначально относились все функции по администрированию деятельности судебных приставов-исполнителей области. В дальнейшем с расширением комплекса задач, возлагаемых на службу судебных приставов, а также последующей ее реорганизаций с выделением в самостоятельную структуру в ранге Федеральной службы аппарат Главного судебного пристава области пополнился новыми отделами (ОУПДС, дознания, делопроизводства, розыска, по исполнению особо важных исполнительных производств).                                                                                                                                           

Бывшие сотрудники отдела ОМОИСААИО и ПО и по сей день занимают различные должности в Управлении ФССП России по Ивановской области, что дает основание назвать отдел ОМОИСААИО и ПО «кузницей кадров» аппарата Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области. 

Новой службе - новые задачи

по обеспечению установленного порядка деятельности судов 

История создания в системе Министерства юстиции России в службе судебных приставов, которым вменялось обеспечение установленного порядка деятельности судов, насчитывает 18 лет, с момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 года № 118 - ФЗ «О судебных приставах».

Пунктом 2 ст.25 предлагалось «завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года», таким образом, в 1999 году завершилось формирование подразделений судебных приставов в полном объеме.

На основании приказа начальника Управления Министерства юстиции Ивановской области, подписанного государственным советником юстиции 3-го класса Н.Н. Красиным., в службе судебных приставов был создан отдел ООУПДС и утверждены штаты судебных приставов по ОУПДС в количестве 76 человек.

Учитывая, что наша служба начиналась практически с нуля, сотрудникам отдела - Е.В. Мотягову, И.В.Черногорову, О.М. Левиной - приходилось разрабатывать Положения об отделе и организации работы судебных приставов по ОУПДС, методические рекомендации, должностные инструкции и инструкции по применению оружия, специальных средств и физической силы. Устанавливали  взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам обеспечения безопасности участников судебного процесса, установления граждан,  уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и противодействию угрозы терроризма в зданиях судов, проведения совместных учений.

К концу 1999 года должности судебных приставов по ОУПДС были укомплектованы из числа военнослужащих, работников правоохранительных органов, уволенных в запас. Некоторые из сотрудников этого набора успешно работают по настоящее время, свой опыт и знания передают вновь принятым на службу.

Из-за недостаточной штатной численности судебных приставов по ОУПДС были созданы в областном центре два межрайонных подразделения для обеспечения безопасности участников судебного процесса в Областном и Арбитражном судах, судах общей юрисдикции г. Иванова и Ивановского района, а также группа судебных приставов для обеспечения приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд и к судебным приставам-исполнителям. Работу этих подразделений организовывали и координировали А.С. Смирнов и В.В. Тюрин.

В 2000 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 года № 1584 получены специальные средства, оружие и боеприпасы к нему. Возникла необходимость создания дежурной части для круглосуточного дежурства с функцией сбора и обобщения информации, поступающей из подразделений судебных приставов области, а также передачи в установленном порядке указаний и распоряжений в районные (межрайонные) подразделения судебных приставов. Дежурную часть возглавил судебный пристав по ОУПДС - начальник дежурной части А.Н. Котов.

Вопрос увеличения штатной численности судебных приставов рассматривался в январе 2003 года у главы администрации Ивановской области, где отмечалось: «Служба судебных приставов Управления Министерства юстиции еще не готова взять под охрану все суды. Не изменилась ситуация по штатной численности приставов, хотя этот вопрос решался на уровне Правительства РФ. Судебные приставы по обеспечению деятельности судов несут службу в 11 из 25 районных судов. В связи с неукомплектованностью этой службы не исполняется почти половина определений суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд». Главой администрации Ивановской области в адрес Председателя Правительства Российской Федерации было направлено письмо № 1-101-1 от 04.01.2003 г., в котором была выражена озабоченность администрации и судейского сообщества Ивановской области сложившимся положением с обеспечением безопасности деятельности судов и просьба об увеличении численности судебных приставов до существующих норм.

В настоящее время 210 судебных приставов обеспечивают охрану 2-х зданий областного суда,  здание арбитражного суда, гарнизонного военного суда, 28 зданий городских и районных судов, 62 участка мировых судей.

За истекший период текущего года судебными приставами по ОУПДС обеспечена безопасность более 6000 судебных заседаний. Исполнено более 6500 заявок по обеспечению физической защитой судебных приставов-исполнителей. Было доставлено более 800 граждан, подлежащих приводу на основании постановлений (определений) судов (судей), а также судебных приставов-исполнителей.

Сотрудники по ОУПДС не допустили совершения правонарушений в отношении участников судебного процесса и чрезвычайных происшествий в судах. 

С чего начинался межрайонный отдел по реализации
контрольных исполнительных производств 

В рамках общего руководства деятельности Службы судебных приставов 23.05.2001 г. Министерством юстиции РФ издан приказ за №156 «Об утверждении Положения о порядке координации действий и осуществления контроля над исполнительными производствами главными судебными приставами субъектов Российской Федерации».

Во исполнение указанного акта Главным судебным приставом Ивановской области Ю.В. Кащеевым 31.10.2001 г. утверждено Положение «О межрайонном подразделении по особо важным исполнительным производствам службы судебных приставов Управления Минюста России по Ивановской области», предусматривающее создание Межрайонного подразделения по особо важным исполнительным производствам службы судебных приставов Управления Минюста России по Ивановской области.

В числе первых должников в межрайонном подразделении проходили: ФГУП «Северная железная дорога», ОАО АПК «Кумир», ОАО «Ивчесмаш». Подразделение всегда работало эффективно и давало около 80% суммовых показателей всей Ивановской области.

Основным критерием передачи на исполнение являлось взыскание суммы свыше 3 млн. руб. по юридическим лицам и свыше 500 тыс. руб. по физическим лицам, а также исполнение исполнительных производств, имеющих большое социальное значение. Например, в 2004 году на исполнении находились исполнительные документы, обязывающие Администрацию г. Иваново обеспечить бесперебойное горячее водоснабжение жителей г. Иваново. Несмотря на ряд трудностей, решение суда в кратчайшие сроки исполнено фактическим исполнением.

За время существования отдела накоплен богатый опыт по исполнению «сложных» исполнительных производств. В рамках «правовых» баталий с должниками сформирована положительная судебная практика исполнения судебных решений. 

«Шерлоки Холмсы» Управления ФССП России
по Ивановской области 

В соответствие с распоряжением Минюста России №167 от 25.08.2000 года "О создании подразделений розыска должников, их имущества и взаимодействия с правоохранительными органами" приказом начальника Управления министерства юстиции России по Ивановской области №357 от 13.09.2000 года в аппарате главного судебного пристава Ивановской области создано самостоятельное структурное подразделение - группа розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами в составе 4 судебных приставов-исполнителей.

15.04.2004 года, согласно приказу Управления МЮ РФ по Ивановской области №130-к от 07.04.2004 года, в службе судебных приставов Управления группа розыска была преобразована в отдел организации работы по розыску должников и их имущества, а состав увеличен до 5 специалистов.

С 01.10.2006 года отдел был преобразован в межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников и их имущества и выведен из состава аппарата Управления.

С момента образования розыскного подразделения и до апреля 2006 года в функции его сотрудников, кроме проведения непосредственных розыскных мероприятий по розыскным делам на территории всей области, также входило учебно-методическое обеспечение территориальных отделов судебных приставов по розыскной деятельности. Сотрудники отдела участвовали в плановых проверках территориальных органов и оказывали судебным приставам-исполнителям на местах практическую помощь по своей линии работы.

В апреле 2006 года в 19 территориальных отделах судебных приставов на отдельных судебных приставов-исполнителей были возложены дополнительные функции по осуществлению розыска должников и их имущества.

С октября 2006 года сотрудники межрайонного отдела судебных приставов по розыску должников и их имущества осуществляют только розыскные мероприятия по конкретным розыскным делам на основании материалов, поступающих из отделов судебных приставов областного центра, Ивановского района и межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств. 

История создания отдела дознания и
административной практики 

До 2002 года служба судебных приставов Минюста России органами дознания не располагала, возбуждением уголовных дел не занималась и к подобной деятельности никакого отношения не имела. Однако в конце 2001 года был принят новый Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, который всех главных судебных приставов территориальных органов, их заместителей, а также старших судебных приставов районных подразделений судебных приставов наделил полномочиями возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях против правосудия по статьям 294 ч.1, 297, 311 ч.1,312 и 315 УК РФ.

В связи с этим начальником управления Минюста России по Ивановской области Н.Н. Красиным и его заместителем - главным судебным приставом Ивановской области Ю.В. Кащеевым стали предприниматься меры к организации органов дознания в службе судебных приставов.

1 марта 2002г. по Управлению был издан приказ № 121-к «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Управления Минюста России по Ивановской области и утверждение штатного расписания», согласно которому в Управлении создавался отдел дознания из 5 человек в составе начальника отдела, главного специалиста - старшего дознавателя и трех ведущих специалистов- дознавателей. В обязанности сотрудникам отдела вменялась организация работы во всех ПССП области по линии дознания: от приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях, до возбуждения по ним уголовных дел, их расследования и окончания.

17 июня 2002 года на должность начальника отдела дознания - заместителя главного судебного пристава Ивановской области был назначен В.А. Митряев, который до этого длительное время работал в следственных органах милиции и налоговой полиции, по новому направлению деятельности прошел соответствующую подготовку в Российской правовой академии Минюста России. После его назначения началось активное комплектование отдела дознания специалистами в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

С самого начала работники отдела столкнулись с массой проблем.  В первую очередь - с полным отсутствием каких-либо нормативных документов, регламентирующих деятельность нового отдела и работу с сообщениями о преступлениях: отсутствием бланков процессуальных и иных документов, литературы, кодексов, журналов, штампов регистрации и т.д. и т.п. Поэтому вначале пришлось самостоятельно разрабатывать Положение об отделе, определять для всех районных подразделений порядок работы с сообщениями о преступлениях, устанавливать отчетность.

Помимо организационной деятельности, сотрудники отдела выезжали в районные подразделения службы, возбуждали и расследовали там уголовные дела. Наиболее активное участие в этом принимали главный специалист - старший дознаватель отдела Золотов В.И. и ведущий специалист-дознаватель И.С. Вакурова.

Много проблем возникало и с квалификацией преступлений против правосудия, переданных службе судебных приставов, поскольку ранее они практически никем не расследовались, и судебной практики по ним не имелось. Несмотря на это, из года в год показатели отдела по выявленным преступлениям против правосудия и возбужденным уголовным делам улучшались. Так, если в период становления отдела в 2002 году было возбуждено всего только 2 уголовных дела, то в 2005 году их было уже 31. Причем все дела исключительно только о преступлениях против правосудия.

С 2005 года сотрудникам отдела была вменена обязанность по организации работы по административной практике, т.е. по применению судебными приставами в своей деятельности норм КоАП РФ. В связи с чем название отдела вскоре переименовали на отдел организации дознания и административной практики. 

«Новейшая история» Управления ФССП России
по Ивановской области 

Со 2 июня 2005 года службу судебных приставов Ивановской области возглавляет Николай Афанасьевич Горбушин.

Сегодня Служба судебных приставов является информационно открытой структурой, которая активно внедряет новые формы и методы работы, осваивает информационные технологии, значительное внимание уделяет общественной, благотворительной и спортивной деятельности. Работники Службы прилагают большие усилия для укрепления законности и правопорядка в регионе, обеспечения защиты прав и интересов граждан и государства, пополнения бюджетной казны.

Сотрудники УФССП России по Ивановской области выполняют ответственную работу по качественному и своевременному исполнению судебных решений, обеспечению установленного порядка деятельности судов, розыску должников и их имущества, расследованию подведомственных уголовных дел, выдворению иностранных граждан за пределы Российской Федерации.

В настоящее время претерпела изменения и структура Службы судебных приставов, которая включает в себя:

- отдел организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей;

- отдел дознания;

- отдел организации обеспечения установленного порядка деятельности судов;

- отдел правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан;

- отдел государственной службы и кадров;

- отдел противодействия коррупции;

- отдел организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности;

- отдел финансово-экономического и материально-технического обеспечения;

- специалист по контрольно-ревизионной работе;

- специализированный отдел оперативного дежурства;

- межрайонные и районные структурные подразделения судебных приставов (24).

Одной из главных задач, которую ставит перед собой руководитель Управления – главный судебный пристав Ивановской области Н.А. Горбушин, является повышение доверия населения к службе, поскольку судебные приставы выполняют социально значимую работу.

Н.А. Горбушин

Н.А. Горбушин

В связи с этим руководство Службы постоянно проводит выездные и тематические приемы граждан во всех районах Ивановской области, организует социальные акции «Узнай о своих долгах и оплати их» в местах массового скопления людей, «горячие линии» по актуальным вопросам деятельности судебных приставов.

«Сила закона – в его исполнении» - неукоснительное следование данному принципу является гарантией доверия и уважения со стороны общества. Вся деятельность Службы направлена на укрепление законности и восстановление нарушенной справедливости, а от результатов работы судебных приставов напрямую зависит вера граждан в свое государство и силу закона.                      

Время создания/изменения документа: 25 августа 2015 15:02 / 29 июня 2016 13:07

Версия для печати