Выступление руководителя Управления на заседании коллегии

Доклад

 руководителя Управления

«Об итогах работы Управления Федеральной службы судебных приставов  по Ивановской области за 2018 год и задачах на 2019 год»

 

Уважаемый гости!

Уважаемые коллеги!

 

Рада приветствовать всех на заседании коллегии Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области по подведению итогов работы за 2018 год и постановки задач на 2019 года.

Хочу выразить слова признательности НАШИМ гостям.  Считаю ваше личное УЧАСТИЕ как заинтересованность в работе ведомства и желание предложить интересные решения направленные на конструктивное взаимодействие.  Работников Управления благодарю за высокие показатели деятельности и достижение исторического рубежа для Ивановского Управления ознаменованное вхождением в 20-ку лучших ТО из  83 субъектов.

Заседанию нашей коллегии предшествовали ежемесячные тематические видеоконференции с центральным аппаратом ФССП России по отдельным направлениям деятельности Службы, где детально рассмотрены актуальные вопросы.

Сегодня считаю необходимым доложить о ключевых показателях деятельности  Службы, входящих в Государственную программу Российской Федерации «Юстиция».

 

В первую очередь, необходимо отметить, что ожидаемый результат программы «Юстиция» заложен в создании условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов,  улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов.

 С уверенностью могу сказать, что задачи, определенные для достижения целей, задекларированные Службой на 2018 год, в целом Управлением можно считать выполненными.

Работа Управления в сфере исполнительного производства была направлена повышения уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, законность при принятии процессуального решения должностного лица  и  обеспечение  в целом эффективной работы института принудительного исполнения.

Результаты работы Управления в данной сфере в основном характеризуются положительной динамикой, несмотря на сохранившуюся тенденцию роста поступления исполнительных документов.

 

На их основании в прошедшем году судебными приставами-исполнителями возбуждено более 415 тыс. исполнительных производств. Это на 19 тыс. исполнительных производств больше, чем в 2017 году. Всего на исполнении в Управлении находилось 540 тыс. исполнительных производств, их количество увеличилось на 3 тыс. При этом более половины или 54 % от общего количества составляли исполнительные производства, возбужденные на основании актов судебных органов.

Структура возбуждения показывает, что основную нагрузку по типу органа выдавшего документ несут мировые суды - 165 тысяч исполнительных документов предъявление в 2018 году или 77,5% от общего количества предъявленных исполнительных документов,  выданных судами.

В зависимости от предмета иска наибольший процент составляют исполнительные документы о взыскании задолженности за пользованием услугами ЖКХ, а также газ, тепло и электроэнергию. В 2018 году на исполнение предъявлено более 82 тысяч подобных документов или 38,5% от общего количества исполнительных документов, предъявленных на принудительное исполнение. Далее следуют исполнительные документы о взыскании государственной пошлины, процент издержек, налогов и сборов, процент которых составляет 16,4% или более 35 тысяч исполнительных производств.         

Исполнительные документы о взыскании кредитной задолженности составляют 15,9% или более 34 тысяч единиц. Не менее 24% составляют исполнительные документы по взысканию задолженности между гражданами-физическими лицами или юридическими лицами по взысканию задолженностей, вытекающих из гражданско-правовых договоров.

 

         Количество оконченных и прекращенных исполнительных производств по итогам года составило 410 тыс. на сумму 26 млрд. 140 млн. рублей, из них 191 тыс. окончено фактическим исполнением, на сумму 3 млрд. 200 млн., что по сравнению с таким же периодом 2017 года, больше на 5,5% по количеству, на 20% по взысканной сумме.

В отчетном периоде окончено 134 тыс. исполнительных производств на основании возвращением исполнительных документов без исполнения, с учетом возвращения по требованию органа, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя (п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 4 ч. 1 ст. 47 и п. 2 ч. 15 ст. 103, п. 2 ч. 7 ст. 103.1 ФЗ).

Показатель превышает значение прошлого периода на 20,1%.

Основная причина применения судебными приставами-исполнителями данного основания окончания исполнительных производств это отсутствие имущества, достаточного для удовлетворения долга либо отсутствие самого должника.

Разбивка по категориям взыскания позволяет сделать вывод о том, что чаще всего решение о невозможности исполнения требований исполнительных документов выносится по исполнительных производства по взысканию задолженности за пользованием услугами ЖКХ, а также газ, тепло и электроэнергию (41%), далее это исполнительные производства по взысканию кредитной задолженности, государственной пошлины и иных процессуальных расходов.

В обоснование большого процента оконченных с невозможностью взыскания исполнительных производств по «коммунальным платежам», считаю важным отметить, что чаще всего исполнительные документы поступают в отношении нескольких должников, образуя при этом солидарный порядок исполнения задолженности. Один или несколько должников при этом являются либо официально трудоустроенными либо получателями пенсии, в связи с чем, при отсутствии денежных средств и имущества за счет которого возможно исполнить требование решения суда в отношении других должников применяется основания ст. 46 ФЗ-229, однако решение суда исполняется за счет «работающего» должника.

 

Нагрузка судебного пристава-исполнителя по количеству возбужденных исполнительных производств, в сравнении с 2017 годом, возросла с 2 тыс. -  до 2 тыс. 345  исполнительных производств. Несмотря на ежегодный рост нагрузки, необходимо отметить, что в 2018 году основной акцент был сделан: на отработку каждого исполнительного производства.

Это иная концепция работы.Ее итогом стали рост частично взысканной суммы до 1 млрд. 130 млн. руб.,  то есть на 32 %, а также увеличение доли исполнительных производств, требования которых исполнены, либо должники приступили к выполнению своих обязательств. Её значение в целом превысило 36 %.

 

Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями в 2018 году, увеличилась и в среднем получается, что каждый судебный пристав - исполнитель  за прошлый год взыскал 17 млн. 486 тыс. руб.

При этом  2  млрд.  300 млн. руб. взыскано в пользу граждан и юридических лиц. Это на  483 млн. руб. или 22%  превышает показатель 2017 года.

Положительной динамикой характеризуется работа Управления по взысканию денежных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

В прошедшем году в бюджет перечислено более  949 млн. руб. В том числе взыскан исполнительский сбор в сумме 72 млн. руб., более 537 млн. руб. налоговых платежей и 134 млн. руб. административных штрафов, в пользу разных бюджетополучателей 149 млн. рублей.Индикаторный годовой план по взысканию фискальных платежей  Управлением  выполнен на 105 %.

В бюджет взыскано 817 млн. руб. фискальных платежей по налоговым обязательствам, что на 163 млн. руб. больше, чем в 2017 году.

Повышение результативности принудительного взыскания денежных средств в пользу консолидированного бюджета является одной из основных задач на текущий год, а в первом квартале 2019 года – можно сказать, ключевой.

На этом направлении перед нами стоят две задачи.

Первая – доведенные на 2019 год индикаторные значения должны быть достигнуты. Вторая – взысканные суммы должны быть подтверждены теми органами, которые предъявили их ко взысканию.

В первую очередь, это касается взаимодействия с Управлением Федеральной налоговой службой по Ивановской области. С признательностью и уважением благодарю руководителя Налоговой Службы, прошу продолжение плодотворного сотрудничества.

 

Коротко хочу остановиться на вопросах контроля за исполнением социально значимых категорий исполнительных производств.

Традиционно особое внимание уделялось принудительному взысканию алиментов.

 

На фоне сокращения общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов по итогам 2018 года Управление обеспечило сохранение положительной тенденции по снижению остатка. Он сократился с 6300 тыс.  до 6000 тыс. исполнительных производств.  

 Сумма денежных средств, взысканных на содержание детей в 2018 году составила всего 56 млн. 500 тыс. руб., при постоянной растущей сумме средней задолженности на одно исполнительное производство в размере 182 тыс. руб.

Стоить отметить как факт, что больше половина должников по алиментным обязательствам исполняют ежемесячно требование исполнительных документов за счет применения мер принудительного исполнения, из них 43 % приходится на удержание из периодических платежей и доходов, 18 % за счет наложения ограничений на специальные права должников, с сокращающейся суммой  задолженности.

Учитывая, что исполнение судебных решений о взыскании алиментов связано с правами несовершеннолетних детей, в акциях проводимых Управлением  судебных приставов принимает участие уполномоченный по правам ребенка  Ивановской области.

Так в 2018 году в рамках акции «Подари книгу» с участием Океанской Т.П. библиотечный фонд школы №58 г. Иваново пополнен  новыми изданиями. В течение года совместно посещались многодетные семьи, где родители длительное время не платят алименты, с целью оказания благотворительной помощи.

В рамках 4 совместных приемов, гражданам оказана консультативная помощь.

Работа по данной категории исполнительных производств остается
на контроле. Тем более что 2018-2027 годы Президентом Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

                                            

Одним из важных направлений деятельности остается исполнение исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате.

В результате принятых мер в прошедшем году доля исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате, требования которых исполнены, либо должники приступили к выполнению своих обязательств, превысила  67 %.

Сумма взысканной задолженности, вытекающей из трудовых правоотношений составила 93 млн. 400 тыс. руб. и возросла с АППГ на 17 млн. 800 тыс. руб.  или 19,1%. Указанный результат достигнут за счет обращение взыскания на дебиторскую задолженность и реализации автотранспортных средств должников, не участвующие в производство товаров и оказания услуг.

 

Необходимо отметить, что задачи, стоящие перед Управлением в прошедшем году, не утратили своей актуальности и в текущем.

По-прежнему важным остается направление оптимизации нагрузки судебных приставов-исполнителей на уровне структурных подразделений.

И самое главное – это соблюдение законности на каждом этапе исполнительного производства.

 

Государственной программой Российской Федерации «Юстиция» предусмотрен соответствующий показатель, характеризующий обеспечение законности при осуществлении исполнительного производства.

Его значение, установленное на 2018 год, не превышено (составило 6 %), это стабильный результат. Судами было принято к производству 566 административных исковых заявлений об оспаривании постановлений, действий или бездействия должностных лиц Управления, а обоснованными признано 37, что на 5% меньше, чем в 2017 году. Сумма взысканных расходов по удовлетворенным жалобам составила   80 тыс. рублей. В порядке регресса возмещено с виновных лиц 235 тыс.рублей, с учетом прошлых лет.

Особо следует отметить, что в целях соблюдения законности необходимо минимизировать и в последующем исключить возможные риски коррупционных проявлений, а также условий для хищения денежных средств.

Для снижения коррупционных рисков и предотвращения фактов хищения  в 2018 году исключена практика приема наличных денег должностными лицами по квитанционным книжкам.

В настоящее время широко внедряются различные системы, позволяющие производить безналичные расчеты. Управление не является исключением.

 В прошедшем году успешно введена альтернативная форма оплаты должниками денежных средств -  процедура эквайринга, на основании заключенного договора с банком.  Установлены POS –терминалы, а  также терминалы по приему наличных денежных средств.

В результате в 2018 году сумма оплаченной задолженности по исполнительных производствам с использованием всех возможных платежных систем ( «Банк данных» - 11 электронных платежных систем) составила 11 млн. 772 тыс. руб.

 Кроме того, используя меры электронного исполнения, судебными приставами-исполнителями вынесено 892 тыс. постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, в электронном виде.

Все вышеперечисленное сокращает время зачисления денег на депозитный счет Управления и  следовательно, на расчетный счет взыскателя.

В текущем году работа по решению вопросов, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов граждан, будет продолжена.

 

В качестве одного из ключевых условий для повышения уровня фактического исполнения судебных актов в 2018 году определено усиление роли по наложению ареста  и реализации имущества должников в достижении конечного результата.

По итогам 2018 года количество исполнительных производств, в рамках которых принимались меры по наложению ареста на имущество, увеличено почти на 20 % и превысило 642 ареста.

Стоимость арестованного имущества, переданного на реализацию, достигла     974 млн. руб., что превысило аналогичный показатель 2017 года на 19 %.

Центральным аппаратом ФССП России неоднократно в течение года давалась положительная оценка деятельности Управления, поскольку данная мера активно нами применялась.

Более чем на 7,5 % возросла стоимость имущества, за счет которого удовлетворены требования взыскателей, то есть, реализованного либо принятого взыскателями в счет погашения задолженности и  составила 250  млн. руб.

В разы увеличилась результативность самостоятельной реализации имущества должниками, сумма составила 9 млн. руб., против   7млн.  в 2017.

Это наш резерв повышения исполняемости судебных актов, но зачастую         он используется не в полной мере.

В этой связи я прошу начальников отделов — старших судебных приставов структурных подразделений Управления контролировать процесс исполнительного производства в комплексе.

В течение 2019 года мы неоднократно продолжим обсуждать необходимость активизации работы по обращению взыскания на имущество должников.

 

В прошлом году с использованием аппаратно-программного комплекса “Дорожный пристав”,  совместно с УГИБДД УМВД России по Ивановской области, организовано и проведено с 22 октября по 20 декабря 53 профилактических мероприятия, в областном центре и городах Кинешма, Фурманов, Тейково,  Шуя и Вичуга.

Всего при использовании аппаратно-программного комплекса «Дорожный пристав» выявлено 700 автомобилей, принадлежащих должникам по исполнительным производствам. Взыскано более 5,5 млн. руб., составлено 160 актов о наложении ареста (описи имущества) на автотранспортные средства должников. Установлены автотранспортных средств, находящихся в исполнительном розыске.

 

В текущем году одним из факторов особого внимания является применение полномочий административной юрисдикции. По итогам работы за 2018 год должностными лицами Управления возбуждено 3 тыс. 787 дел об административных правонарушениях, больше чем на 15,9 % 2017 года.Условия для серьезной активизации этой работы в этом году есть.

 

Одной из приоритетных задач в рамках достижения цели «Обеспечение эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов     и должностных лиц» являлось соблюдение конституционных прав
и свобод участников уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел, подследственных ФССП России.

Органами дознания Управления в 2018 году рассмотрено 853 сообщений о преступлениях. По результатам рассмотрения возбуждено 664 уголовных дела, на 42 больше, чем в 2017 году.

Всего в производстве дознавателей Управления находилось 1 тыс.  уголовных дела. Окончено расследованием и направлены прокуроры 646 уголовных дел, из них 608 направлено в суд.

В результате принятых Управлением мер в сфере дознания достигнуты высокие показатели. Результативность производства дознания превысила 98,5 %. Надзирающими прокурорами возвращено для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта не более 2,8 % от числа всех направленных прокурорам дел.

Судами постановлено 458 обвинительных приговоров по направленным в суд  уголовным делам. Это обеспечило выполнение прогнозного значения показателя законности, предусмотренного государственной программой Российской Федерации «Юстиция».

Основными задачами на текущий год продолжают оставаться обеспечение законности при исполнении законодательства об уголовном судопроизводстве    и надлежащего процессуального контроля за результативностью, оперативностью и качеством дознания, а также совершенствование деятельности по осуществлению полномочий административной юрисдикции.

Подводя итоги работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов за 2018 год, можно говорить в целом об успешном выполнении этой задачи.

 

В рамках взаимодействия с председателями судов, работниками судов, представителями управления Судебного департамента в Ивановской области, аппарата мировых судей, сотрудниками структурных подразделений органов внутренних дел, МЧС, работниками единых дежурно-диспетчерских служб проведено  184 тренировок по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях судов и судебных участков мировых судей.

При участии Правительства Ивановской области улучшилась техническая оснащенность зданий судебных участков мировых судей. Оснащенность стационарными  металлообнаружителями  на 22,3 % к АППГ, при этом обращаю внимание, что процент среднероссийского показателя составляет 83%, что больше 20% показателя Ивановской области. Однако, негативным фактром, отмечаю отсутствие камер виденаблюдения в залах судебных заседаний с выводом на пульт Пост№ 1.

Наличие современных технических средств - это действенные меры усиления антитеррористической защищенности, направленные на повышение уровня безопасности в судах.

Поскольку остается проблемным вопрос оснащенности техническими средствами охраны пропускных постов в зданиях судебных участков мировых судей, подключение видеокамер к посту 1 в 2019 году необходимо продолжить совместную работу в данном направлении.

Руководством Управления особое внимание уделяется реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

 

При реализации полномочий разыскано 119 человек. Из них 5 – за совершение тяжких преступлений. Это серьезный вклад в укрепление правопорядка
и улучшение криминогенной обстановки в регионе.

Продолжено конструктивное взаимодействие с УМВД России по Ивановской области и контроль режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории  области.

Результатом взаимодействия явилось фактическое выдворение 90 иностранных граждан и лиц без гражданства.  Общая сумма затраченных денежных средств на приобретение проездных документов составила 579 тыс. руб. В отношении всех  выдворенных лиц, оперативно предоставлялись все документы, необходимые для их выезда за пределы Российской Федерации.

                                            
 

Главным итогом работы Управления при реализации цели «Создание условий для надлежащего обеспечения правосудия и обеспечения безопасности в судах» можно считать тот факт, что чрезвычайных происшествий, повлекших причинение вреда здоровью участников судебных процессов, работников и посетителей судов и участков мировых судей, в 2018 году допущено не было.

Поэтому в условиях недостаточной штатной численности судебных приставов по ОУПДС необходимо сосредоточить усилияна их подготовке к несению службы cбоевым ручным стрелковым оружием, и обеспечить их обучение.

 

Крайне важным направлением деятельности Федеральной службы судебных приставов является модернизация системы принудительного исполнения за счет развития информационных технологий.

В прошедшем году проведена большая работа по дальнейшему развитию электронного межведомственного взаимодействия.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии Единой системы межведомственного электронного взаимодействия» ведется работа по организации межведомсвтенного взаимодейтсвия посредством СМЭВ 3. По итогам 2018 года электронный документооборот в части направления запросов судебных приставов-исполнителей организован с 31 кредитной организацией из них 16 также исполняют постановления судебных приставов в электронном виде.

Завершено внедрение отечественной защищенной операционной системы «ГосЛинукс». Число инсталляций привесило 80% от общего числа компьютерной техники Управления.

Совместно с УФК по Ивановской области запущен в промышленную эксплуатацию функционал контроля целостности данных, позволяющий гарантировать аутентичность выгружаемых из АИС ФССП России финансовых документов (заявок на кассовый расход) и блокировку их изменения в Системе удаленного финансового документооборота Федерального Казначейства. Что в значительной степень снизило риски хищения денежных средств с депозитных счетов Управления.

Разработано приложение "контроль алиментов"  для осуществления контроля сотрудниками аппарата  Управления за деятельностью судебных приставов-исполнителей, с целью исключения фактов бездействия в рамках ведения социально значимых исполнительных производств.

Разработано 25 специальных фильтров для ПК ОСП АИС ФССП России, установленных в аппарате Управления и структурных подразделениях, позволяющие получать необходимую информации из АИС ФССП России, которая влияет  на повышение эффективности и результативности исполнительного производства.

Управлением реализованы все необходимые технические мероприятия          для сокращения сроков снятия ограничения выезда должников из Российской Федерации и обеспечения их беспрепятственного выезда после оплаты задолженности. Реализована передача сведений в режиме реального времени.

В настоящее время постановление выносится не позднее дня, следующего
за днем исполнения требований исполнительного документа.

 

В Федеральной службе судебных приставов на постоянной основе реализуются меры, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия Управления с гражданами и организациями.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 в Управлении осуществляются мониторинг результатов рассмотрения обращений граждан и организаций и обеспечивается ежемесячная загрузка отчетов на портал ССТУ. РФ с целью информирования Администрации Президента.

На официальном интернет-сайте Управления реализован сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства».

Он позволяет гражданину, взыскателю или должнику подать обращение
в Управление в электронном виде.

Если в 2018 году посредством данного сервиса в Управление поступило
214 обращений, в 2017 – 105. В сервисе реализована возможность подписки сторонами исполнительного производства на соответствующие сведения.

Введен в действие электронный сервис «Запись на личный прием
к должностным лицам Управления»
, посредством которого в 2018 году на прием записалось 22 человека.

Необходимо отметить, что только в рамках дней единого приема граждан
и Общероссийского дня приема граждан в 2018 году в Управлении принято 2279  человек. Общее количество граждан и представителей организаций, принятых за год, превысило 1777 чел.

 

Управлением ведется активная работа по освещению деятельности Федеральной службы судебных приставов в средствах массовой информации, формированию благоприятного имиджа, повышению правовой грамотности населения и разъяснению действующего законодательства.

В результате конструктивного взаимодействия в 2018 году в федеральных
и региональных средствах массовой информации вышло более 2900 материалов о деятельности Управления. Это на 15,5 % больше, чем в 2017 году.

В 2018 году публикации в негативной тональности о деятельности Управления отсутствовали.

Важным направлением в рамках повышения открытости ФССП России стало проведение различных медиакампаний и информационных акций. В прошедшем году Управлением традиционно проведены информационные акции «Узнай о своих долгах» и «Судебные приставы – детям». В 2018 году опубликовано в СМИ более  500 материалов по проведенным Управлением медиакампаниям и информационным акциям, в том числе по правовому просвещению граждан и работе интернет-сервиса «Банк данных исполнительных производств».

 

С начала 2017 года Управление приступило к исполнению функций по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, а также по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.

Осуществление новых функций являлось одной из ключевых целей Управления на 2018 год, и сегодня можно говорить о том, что они освоены успешно.

В 2018 году заявления от юридических лиц о включении в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, не поступали.

Вместе с тем, на территории Ивановской области находятся обособленные подразделения (представительства)  юридических лиц, включенных  в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность  по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, как ООО «Компания Региональный Долговой Центр», ООО «Агенство по работе с долгами- ИВАНОВО», ООО «КРЕДИТ КОЛЛЕКТ».

Должностными лицами Управления было рассмотрено 66 обращения по вопросам возврата просроченной задолженности. По результатам рассмотрения обращений, 2 были признаны обоснованными.

В рамках реализации полномочий административной юрисдикции должностными  лицами  возбуждено 5 дел об административных правонарушениях. Виновные  лица  привлечены
к ответственности в виде административного штрафа на общую  сумму  205 тыс. руб.

 

В качестве ключевых целей и задач  на 2019 год Управлением заявлены следующие: 

   

обеспечение эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

создание условий для надлежащего обеспечения правосудия
и обеспечения безопасности в судах
;

расширение способов и количества контрагентов по получению информации о должнике и его имуществе за счет информационных технологий;

совершенствование механизмов взаимодействия Управления                             с гражданами и организациями;

обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.

В рамках каждой цели в Публичной декларации определен ряд приоритетных задач, реализация которых направлена на достижение общественно значимых результатов.

Безусловно, что это далеко не всё, над чем нам предстоит нам работать.

Для выполнения всех текущих задач уже разработан и реализуется целый комплекс мер, и он будет дополнен решениями сегодняшнего заседания коллегии.

 

                                                Благодарю за внимание!

Время создания документа: 02 июля 2019 16:01

Версия для печати